Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /www/projects/vestnikfasmo.ru/index.php on line 292

Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /www/projects/vestnikfasmo.ru/index.php on line 292
№2 2011

№2 2011

В.А. Долгашева

«Считаю, что я правильно выбрала свой профессиональный путь»


Валентина Александровна ДОЛГАШЕВА, судья Федерального арбитражного суда Московского округа, заслуженный юрист РФ

Родилась 26 сентября 1952 г. в Павлодаре Казахской ССР. В 1976 г. окончила Свердловский юридический институт. Трудовая деятельность началась в 1970 г. и связана с работой в органах прокуратуры, выборных органах Республики Саха (Якутия). С 1994 по 2007 г. — судья Конституционного суда Республики Саха (Якутия). С 2007 г. — судья ФАС Московского округа. Заслуженный юрист РФ, имеет первый квалификационный класс судьи.

— Валентина Александровна, расскажите про Ваш юридический стаж, работу в Якутии. Насколько мы знаем, Вы работали в Конституционном суде…

— Начнем с начала. После окончания Свердловского юридического института в 1976 г. я была направлена по распределению к себе домой, в Якутскую АССР, и работала следователем прокуратуры в г. Алдане.
Если помните, в начале 1970-х начали строительство Байкало-Амурской магистрали, и в Якутии построили новый город Нерюнгри — город угольщиков. И после полутора лет в прокуратуре Алданского района я была переведена в прокуратуру Нерюнгри.

— Тоже следователем?

— Нет, уже помощником, потом старшим помощником прокурора. Я там проработала в общей сложности до 1990 г. Занимались очень разными вопросами, из-за этой «стройки века» помощники прокурора расследовали и уголовные дела, и дела, связанные с охраной труда.

— Как бывший работник прокуратуры как Вы можете оценить эффективность нынешней системы прокурорского надзора? Достаточно ли у прокуратуры сегодня полномочий для адекватного реагирования на злоупотребления со стороны органов публичной власти?

— Раньше, конечно, полномочия органов прокуратуры были шире и надзор был намного эффективнее. Действительно осуществлялся надзор за законностью.
Если вы обратите внимание, в Конституции нет самостоятельного раздела о прокуратуре, нормы о ней находятся в разделе «Судебная власть». Разработчики заметно сократили прокурорские полномочия, и я считаю, что это не совсем правильно, потому что принесение протестов, вынесение представлений, постановлений о привлечении к ответственности — все эти меры прокурорского реагирования все-таки были очень действенными. По крайней мере в Якутии, когда шло строительство БАМа и Южно-Якутского территориально-производственного комплекса: с прокуратурой считались.
Я непосредственно работала с надзором в судах и надзором за несовершеннолетними. Могу рассказать интересную историю.
В институте и после его окончания я занималась психологией преступлений, совершенных несовершеннолетними. И выявила такую тенденцию: совершив преступление, ребенок или подросток испытывает не страх, а скорее наоборот — чувствует себя героем. В Алдане и в Нерюнгри с согласия прокуроров района и города мы решили, что, если несовершеннолетний совершил преступление — не малозначительное, а серьезное, тяжкое или средней тяжести, — после возбуждения уголовного дела применяем к нему меру пресечения арест. Ненадолго, он находился у нас в следственном изоляторе две-три недели или месяц в зависимости от того, сколько ему было, по нашему мнению, нужно, чтобы он осмыслил, что совершил. Затем мы изменяли меру пресечения на подписку о невыезде.
Есть разные подростки: и матерые в 14—15 лет, и те, кто действительно случайно попал в такое положение. И если случайно — такие дети больше в наше поле зрения никогда не попадали. За те пять лет, пока мы применяли эту воспитательную меру, только два-три подростка совершили преступления повторно.

— Как интересно. Сейчас наоборот — несовершеннолетних заключают под стражу только в исключительных случаях.

— Сейчас да. Но тогда этот наш опыт распространяли по всей республике. В середине 1980-х я уже вплотную занялась надзором в прокуратуре. В комиссии по делам несовершеннолетних участвовала тоже, но это уже касалось просто административных правонарушений.
В 1990 г. я была избрана депутатом Верховного совета Республики Саха (Якутия) и депутатом городского совета. Занималась законотворческой деятельностью. Тогда же меня выбрали первым заместителем главы администрации Нерюнгри по правовым вопросам, как это раньше называлось — по советской работе.
Меня также включили в экспертную группу О.Г. Румянцева, который возглавлял разработку первой Конституции РФ. Это комиссия, которая была создана Б.Н. Ельциным. Поэтому, когда я пришла в Конституционный суд Якутии, для меня основные конституционные принципы были более-менее знакомы.
А когда в Советском Союзе был создан Комитет конституционного надзора (помните, да?), а затем Конституционный суд России, все автономные республики, в первую очередь Татарстан, Башкортостан и Якутия, взяли себе самостоятельности столько, сколько могли. Это знаменитая фраза Ельцина: «Возьмите то, что вы сможете сделать». Вот и взяли функции вроде как государственные и приняли декларацию о государственном суверенитете. В 2000-х годах она была признана Конституционным Судом РФ неконституционной, но в 1990-х это было оправданно — республика не развалилась. И в 1992 г. был создан Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
В 1993 г. после знаменитых октябрьских событий прекратили свою деятельность советы народных депутатов, и я вернулась из администрации обратно в прокуратуру. Около полугода была заместителем прокурора Нерюнгри, а затем меня избрали судьей Конституционного суда Якутии, где я и проработала с 1 мая 1994 г. по апрель 2007 г. сначала судьей, затем заместителем председателя суда.

— А почему Вы приняли решение переехать в Москву?

— Очень просто: дети выросли, переехали сюда учиться, а потом сказали, что возвращаться в Республику Саха не собираются. Мы с мужем решили, что раз родственников у нас в Якутске нет, то где дети, там и мы. В Якутии мы прожили около 50 лет, еще в школе вместе учились. Муж у меня горный инженер, он в Москве только зимой.
Когда переводилась сюда, у меня были варианты — суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Учитывая, что конституционное судопроизводство все-таки касается и административных дел, проверки актов Президента, Правительства, законодательного органа, есть экономические споры, я подумала, что мне ближе будут арбитражные дела.
Хотя я, конечно, не ожидала, что, придя сюда, сразу же попаду в налоговый состав административной коллегии.

— В налоговый состав?

— Да, сначала я была в налоговом составе. Для меня все это было новым, хоть и Бюджетный кодекс я знала, потому что, будучи заместителем председателя Конституционного суда, готовила ежегодно смету расходов и доходов. Знакомо было и налоговое законодательство постольку, поскольку оно касалось государственных органов. Но все равно было много совершенно нового.
Да и количество дел... Конституционное судопроизводство отличается чем? Там не количество, а только качество. Ежегодно мы рассматривали всего по 16—17 дел. А здесь в месяц — от 69 до 75! Это была тяжелейшая нагрузка.
Но налоговый состав здесь сильный. Судьи с пониманием отнеслись ко мне, кто мог — тот оказывал реальную помощь. Я им за это так благодарна! Без их помощи я так быстро не вошла бы в этот ритм, а ведь сначала немногим более полугода работала даже без помощника.
В прошлом году меня перевели во второй судебный состав: это административный состав, который рассматривает споры, касающиеся таможенных органов, Антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, земельные правоотношения, вопросы миграционной службы — в общем, ненормативные акты административных органов.

— Это Вам ближе?

— Ближе. Не могу сказать, что легче, но это понятнее, потому что налоговое законодательство, как мы с вами знаем, так несовершенно, что в Кодексе одна статья противоречит другой, и спасает только очень хорошее знание судебной практики. Каждый раз дела вроде бы одинаковые, и в то же время каждое вполне самостоятельное. А здесь по административным делам все более конкретно, есть устоявшаяся судебная практика.

— Но антимонопольное законодательство, к примеру, как раз только развивается.

— Да, по антимонопольному дела есть. Но сейчас у нас по сравнению с другими составами число дел уменьшилось. В гражданской коллегии очень много дел. В налоговом составе дел как таковых вроде бы стало меньше, но это в основном выездные проверки — эпизодов по пять, семь, десять. Чаще всего по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ, по социальным налогам. Они объемные.
А у нас во втором административном составе — ненормативный акт, который мы должны изучить, рассмотреть, насколько он законный или незаконный, действительный или нет в правовом отношении. Все понятно.

— Каких дел сейчас больше?

— Сейчас активизировалась иммиграционная служба, идут дела о разрешениях на работу для иностранных граждан. По антимонопольному споры имеются — в основном проверяют соответствие Закону о защите конкуренции. Есть дела из департамента по земельным ресурсам Москвы.

— В связи со сменой московского руководства, наверное?

— Нет, пока что этих дел нет.
Затем споры из Комитета по культурному наследию, сейчас их стало поменьше, но есть. Пожалуй, вот и все.

— Какая сейчас нагрузка в вашем составе?

— На судью примерно 23—27 дел, бывает до 30 в месяц.

— Немного снизилась?

— Да. Раньше было более 30 дел, это однозначно. Но, конечно, все равно меньше, чем в гражданской коллегии, там у них и за 50, и за 60, и за 70 дел в месяц.
С чем это связано? С тем, что АПК РФ теперь предусматривает обязательное обращение в апелляцию до кассации. Важно еще, что административные дела с суммой штрафа до ста тысяч мы теперь вообще не рассматриваем, а таких дел тоже очень много.

— Какая нагрузка, на Ваш взгляд, нормальная? Сейчас готовится законопроект, который предусматривает компенсационные выплаты за повышенную нагрузку, и там, по-моему, предлагается до 16 дел в месяц.

— Я думаю, до 19 дел — это нормальная нагрузка.
Но устанавливать ли за большее количество дел выплаты... В принципе, есть надбавка за сложность, напряженность, по-моему, это 8 или 10%. А выплаты за повышенную нагрузку — это все-таки палка о двух концах. Бежать за количеством — не забыть бы качество.
Но, насколько я знаю, есть проект Минфина, в котором учитывается не это, а квалификационный класс судьи.

— Как Вы считаете, эффективен ли досудебный контроль? Как часто сейчас обращаются в суд, обжалуя его итоги?

— Досудебный контроль должен быть обязательно, особенно в налоговых правоотношениях.
Как показывает статистика за прошлый год, есть случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решение нижестоящего. А если не отменяет, то суду все равно легче рассматривать дело, зная мнение всех сторон — не только истца, ответчика или заявителя, но и вышестоящего органа. Более объективное и обоснованное решение можно вынести. К тому же несколько снизилась нагрузка судов.

— Целесообразно ли распространить это на службы, отвечающие за другие сферы деятельности?

— Мне кажется, да.

— Однако налогоплательщики, к примеру, возмущаются, что решение в рамках досудебного контроля сразу вступает в силу и они потом вынуждены обращаться в суд за обеспечительными мерами, которые применяют очень редко.

— Есть такой вопрос. Но тем не менее досудебный контроль все-таки нужен.
Сейчас по налоговым вопросам, к сожалению, у нас очень часто меняется практика, меняется закон, и налогоплательщик зачастую просто не знает, чего от него хотят: в какой, к примеру, период он должен подать ту или иную декларацию. А вышестоящие органы все же имеют право давать методические рекомендации, выносить свои приказы.
Мы должны работать каждый в своей области, и не только в свою пользу, а в пользу тех, на кого работаем.

— Валентина Александровна, как часто приходится рассматривать дела, связанные с применением 294-го Закона о защите юрлиц и индивидуальных предпринимателей от административного давления и проявлений коррупции?

— Таких дел у нас пока не было.
Закон вводит плановость, необходимость санкции прокурора, предусматривает специальные сроки проверок. Но в связи с этим Законом, во исполнение его необходимо принять еще несколько, а они не приняты.

— Стороны никогда не ссылаются на то, что проверки организованы, чтобы помешать нормальной хозяйственной деятельности?

— Нет. По таможенным делам стороны чаще всего не согласны с корректировкой товаров. Там шесть методов, собственник товара всегда за первый — по цене, а таможенный орган, когда выявляет, что недостает документов или они представлены не вовремя, сразу же корректирует таможенную декларацию на шестой, резервный метод, в сторону увеличения. Вот такие споры в основном.
А жалоб на бюрократическую волокиту я давно не встречала.

— Каких оснований при отмене административных актов больше — процессуальных или материально-правовых? Как часто процессуальный порядок нарушается?

— Когда я только пришла, по налоговому законодательству был определенный порядок, целый ряд условий, и судебные акты чаще отменялись по процедурным нарушениям. А сегодня, наверное, стало больше грамотных специалистов, и такие отмены встречаются очень редко. Они есть разве что по миграционным делам. Видимо, в миграционной службе сейчас вал.

— Валентина Александровна, Вы начали работать в арбитражной системе сразу с кассационной инстанции. Недоставало ли Вам опыта работы в арбитражной первой инстанции?

— Нет. Хотя иногда я думаю, что оценила бы доказательства иначе, и останавливаю себя.
Знаете, в чем особенность конституционного судопроизводства? Там когда изучаешь дело, то рассматриваешь его от общих принципов к конкретике. Сначала конституционный принцип «все для человека и гражданина», а потом остальное, уже конкретно к изучаемому закону. Я этот подход использую и сейчас. Я знаю, у других судей другие способы, но мне так легче. Почему? Потому что я могу конкретный закон и не знать — все знать невозможно. Но я знаю основополагающие принципы и полномочия того или иного органа.

— Вы, наверное, за расширение судебного усмотрения?

— Да! В свое время я даже с заместителем Председателя Конституционного Суда РФ Тамарой Георгиевной Морщаковой в полемику вступала по этому вопросу.

— Многие видят в этом опасность.

— Многие видят, но тем не менее, если квалифицированно подойти к этому вопросу, польза была бы для всех.

— Но ведь у каждого судьи свое усмотрение, а у нас указания кассации обязательны для первой инстанции. Не нарушает ли это независимость суда первой инстанции? Он ведь не должен быть ограничен чьим-либо видением закона.

— Нет, не считаю, потому что суд кассационной инстанции рассматривает дела коллегиально, а в первой инстанции — единолично. Не думаю, что в этом есть какая-то опасность. Нет.

— Вы — заслуженный юрист Российской Федерации. Что для Вас означает это звание?

— Если не лукавить, то, конечно, я этим званием горжусь. Почему? Потому что всю жизнь работаю в правоохранительной и судебной системе и если получила звание заслуженного юриста, значит, я правильно выбрала свой профессиональный путь.

— Вам, наверное, очень сильно помогает образование, уральская школа? Она традиционно сильная.

— Да.

— Сейчас система юридического образования у нас выстраивается немножко по-другому, по западному стандарту.

— Да, у меня дочь окончила Московскую государственную юридическую академию, она училась уже абсолютно по-другому.

— Вы считаете, это более эффективно? Или все-таки стоит придерживаться старых советских принципов?

— Вы знаете, я в этом вопросе консерватор: конечно же, скажу, что старая система была лучше.

— Чем?

— Она, мне кажется, давала больше самостоятельности, чем сейчас. Да и законодательство было свободнее, юридическая работа была более творческой, требовала больше понимания. И, как мы тогда говорили, социалистического правосознания.
А сейчас мир деловой. Вот дочь меня может положить на обе лопатки умением говорить, логикой и, прямо сказать, демагогией — этому они хорошо научились. А мы больше не говорили, а все-таки делали.

— Чем занимаетесь в свободное время? Вы сказали, что муж работает в Якутии, а Вы — в Москве. Сложно так? На родину не тянет?

— Я каждый год езжу в Якутск, причем зимой. Там прихожу в Конституционный суд и им помогаю, почему-то так получается.
Мне не хватает северного простора, широты что ли. Там тайга, тайга и тишина. Такая неимоверная тишина! Ничего не видно, мороз и всё. Вот по этому я скучаю.
А в свободное время я, как и все, наверное... У нас многие судьи очень хорошо вышивают, а я вот вяжу.
И книги! Книги очень люблю, читаю, какие предлагают мне мои дети. Сейчас вот — может быть, вы знаете? — «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Очень интересно. Прочитайте, пожалуйста. Ну, Мураками, Паоло Коэльо — это уже пройденный этап, сначала, когда было модно, много прочитала, теперь отставила.
Еще много сейчас книг и наших, и зарубежных об успехе, саморазвитии, управлении временем. Например, Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Не слышали?

— Известная книга.

— Да. Это мне моя молодежь дает, я с ними читаю, а потом начинаем спорить. Вообще очень интересно.

— А из юридического? Может быть, классика?

— Из юридической классики? Ну, Кони и Плевако — это уже несерьезно, это всё уже прошли. Очень много я читала, когда была в Конституционном суде, наших судей Конституционного Суда РФ. Работы Т.Г. Морщаковой, В.А. Туманова, председателя в отставке, В.Д. Зорькина, О.С. Хохряковой, Г.А. Гаджиева. А классиков — конечно, нет.
И не успеваю. Вот у меня АПК сегодня настольная книга и комментарии к Кодексу об административных правонарушениях.


Вернуться в список