Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /www/projects/vestnikfasmo.ru/index.php on line 292

Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /www/projects/vestnikfasmo.ru/index.php on line 292
№1 2009

№1 2009

А.М. Губин

«Кассация — это суд права, а не факта»


Александр Михайлович ГУБИН, заместитель председателя Федерального арбитражного суда Московского округа

Родился 3 апреля 1961 г. в Одинцовском районе Московской области. В 1986 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт в г. Москве. В 1984—1986 гг. — юрисконсульт. 1986—1998 гг. — судья, затем и.о. председателя Одинцовского городского народного суда. 22 июля 1998 г. Указом Президента РФ назначен на должность судьи Арбитражного суда Московской области. 13 февраля 2002 г. назначен на должность судьи ФАС Московского округа. С января 2009 г. — председатель шестого судебного состава ФАС МО, к специализации которого отнесены споры о защите интеллектуальной собственности, деловой репутации, об обороте векселей, споры по договорам: аренды, страхования, займа, кредита, факторинга, банковского вклада и банковского счета, поставки, а также по обязательствам вследствие причинения вреда. Стаж работы по юридической специальности - 25 лет, непосредственно судьей - 23 года.

— Александр Михайлович, когда и как Вы начали карьеру судьи арбитражного суда?

— Карьеру арбитражного судьи я начал в 1992 г. Тогда был сформирован и приступил к работе ВАС РФ. Судьей ВАС РФ я был назначен Верховным Советом РФ, а до этого работал в Госарбитраже РСФСР начальником отдела надзора.

Система рассмотрения хозяйственных споров берет свое начало в 1922 г. с создания специальных комиссий. В дальнейшем был образован Госарбитраж РСФСР, на базе которого сформировался ВАС РФ. Некоторым сотрудникам, занимавшим ведущие должности в Госарбитраже, предложили стать судьями, в том числе и мне.

— Сейчас профессия юриста достаточно популярна, однако в советское время ситуация была иной. Почему Вы поступили в юридический вуз?

— О переизбытке юристов говорили уже когда я только начинал учиться, и это притом что отбор велся довольно жесткий. В школе я отдавал предпочтение гуманитарным наукам, мне нравилась история. Я выбирал между историческим и юридическим факультетами. В итоге поступил на юридический факультет МГУ. Несмотря на то, что большинство моих сокурсников ориентировались на следственную работу, я специализировался на кафедре гражданского права юрфака МГУ, занимался авторским правом. У нас в то время преподавал Борис Иванович Пугинский, заместитель главного арбитра РСФСР. Как раз во время сдачи одного из экзаменов он мне и предложил работать в Госарбитраже.

— Кто из преподавателей МГУ Вам особенно запомнился?

— Как я уже говорил, Борис Иванович Пугинский, который потом стал моим начальником. Нам тогда читал лекции молодой Е.А. Суханов. Преподавали Ю.М. Ткачевский, Д.Л. Златопольский, И.А. Зенин.

— Совмещаете ли Вы профессиональную деятельность с научной?

— В 2004 г. я защитил кандидатскую диссертацию об институте кассационного пересмотра в арбитражном процессе. Ее выводы применяю на практике почти ежедневно. Однако преподавательскую деятельность не веду.

— У Вас большой опыт судейской работы. С какими трудностями приходится сталкиваться чаще всего?

— Я обязан обеспечивать единство применения норм права судьями коллегии, председателем которой являюсь. Спорные вопросы обсуждаются нами совместно. Сложность в том, что в ФАС МО нередко приходят работать судьи из судов первой инстанции, при этом их специализация зачастую меняется. Кроме того, в первой и кассационной инстанциях приняты разные подходы к рассмотрению дел. Кассация — это суд права, а не факта, однако бывает сложно ограничиться только проверкой правильности применения норм права: возникает желание обратиться и к фактической стороне дела. Но это выход за пределы полномочий. Самое сложное в работе судьи кассационной инстанции — мотивировать передачу дела на новое рассмотрение, не выходя за пределы полномочий кассационной инстанции.

— Как председатель коллегии по гражданским делам Вы участвуете в слушаниях дел. Какие виды споров Вам наиболее интересны?

— Ко мне попадают дела практически всех категорий. В течение дня я могу поучавствовать в заседаниях трех разных составов. Конечно, нравятся дела интересные, причем сразу нельзя сказать, будет дело интересным или нет. Обращают на себя внимание новые вопросы, возникающие в практике, особенно когда она разнится по округам.

Первой категорией споров, которую я рассматривал еще в Госарбитраже РСФСР, была поставка и контрактация плодоовощной продукции. Я до сих пор уверен, что это были самые интересные дела, потому что арбитр мог распределять убытки по своему усмотрению, исходя из представленных документов. Самыми престижными делами тогда считались международные споры — страхование, морская перевозка, поставка нефти и т.д.

Сейчас мне интересны третейское судопроизводство, признание решений иностранных судов, земельные споры. Интересны дела, по которым можно высказать свою позицию, к которой будут прислушиваться.

— Как Вы считаете, судья — это профессия или призвание?

— Сложно сказать. Но скорее это призвание, так как человек должен обладать определенными качествами — достоинством, способностью объективно оценивать доказательства. Очень важен и опыт. Самое сложное в профессии — это умение принять решение, потому что ты за него несешь персональную ответственность. Я люблю, когда судья не зашорен и имеет свою позицию. За судебным решением должно быть сразу видно человека.

— Оставляет ли напряженная работа время на семью, хобби?

— Да, на семью время находится. Люблю спокойный отдых — чтение исторической и военной литературы.

— Ваша любимая книга?

— В свое время любил Юлиана Семенова, очень нравился его стиль. Много читаю мемуары. Люблю Астафьева, Распутина, всем советую перечитать рассказы Шукшина.

— Что-нибудь нравится из кино?

— Из советских фильмов — ряд фильмов о войне, поставленных по прозе Георгия Бакланова. Из зарубежных — первая часть «Крестного отца» и «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы.

— Как Вы относитесь к смертной казни?

— Известны случаи, когда казнили невиновных, и это самое страшное. Но однозначным противником смертной казни меня назвать нельзя. В.В. Путин сказал, что жестокость закона в России компенсируется необязательностью его исполнения.

— Поддерживаются ли какие-либо неформальные отношения между судьями ФАС МО, например проводятся ли совместные спортивные и культурные мероприятия?

— Проводятся совместные занятия фитнесом. В коллективные спортивные игры пока не играем, хотя в Госарбитраже РСФСР играли в футбол. Желание проводить культурные мероприятия есть, но нет возможности: работа забирает все силы. Часто мы работаем и в выходные, так что времени практически не остается.

— Изменилось ли, и если да, то каким образом, Ваше отношение к профессии в течение жизни?

— Изменилось, и это неизбежно. Раньше я был учеником, а сейчас у меня есть своя точка зрения по многим вопросам. Судья — это человек, который не только применяет закон, но и руководствуется своим жизненным опытом. Мои взгляды стали более уравновешенными и спокойными, на многое я смотрю уже по-другому. Все идет, все меняется.

20 октября 2009 года Александру Михайловичу Губину исполнилось 50 лет. Коллектив Федерального арбитражного суда Московского округа и сотрудники журнала «Вестник ФАС МО» сердечно поздравляют Александра Михайловича с юбилеем.

Вернуться в список